Десятидневное погружение в настоящее

4213-1600x1200

Ученик Будды, монах, спросил у Будды: “За последние 50 лет ты дал столько наставлений, на разные темы, совершенно разным людям, порой твои наставления были противоречивы и я не знаю чему следовать”. Будда ответил: “Просто живи осознанно и все приложится” .

Несколько дней назад вернулся с курса медитации Випассана. Уже не в первый раз на подобном курсе.Практически всем его рекомендую посетить. В этот раз я оказался там,  т.к решил серьезно взяться за свое внутреннее развитие, иначе если постоянно учишь других, то отходит на второй план главная цель-это работа над собой.

На этом курсе нужно 10 дней молчать и почти постоянно медитировать. Техника медитации очень проста, действенна, независимо от духовного Пути человека, его религиозной принадлежности, или если человек просто хочет стать более успешен, эта медитация будет очень полезна. Она учит быть в состоянии «Здесь и сейчас», точнее даже не учит, а приучает, развивает навык, а также учит растворять эго и просто быть любящим присутствием.

Для меня в этот раз был интересный опыт — вернулся домой после путешествий, набралось много дел, электронной почты, семью долго не видел, но на этот курс неожиданно пришло подтверждение на начало апреля, и нужно было ехать. В день нужно было ответить на несколько десятков писем, быстро написать заметку в блог, рассылку — все это в перерыве между занятиями с детьми, даже по дороге туда говорил по телефону.
Там по приезду необходимо сдать телефон и, к большому счастью, поселили в одноместную небольшую ко v_1_blog мнату, что в общем-то редкость, насколько я знаю.
Данные центры медитации есть по всему миру, но в Канаде наиболее комфортно, как мне показалось. Мне ещё очень повезло – как мне сказал менеджер этого курса, что это был самый спокойный и беспроблемный курс из всех, которые он видел. Так вот сдал ключи от машины, мобильный телефон, и интересно было отслеживать, как ум бунтует. И первые дни, когда просто нужно следить за дыханием, было наиболее сложно. Да и, в общем-то, остальные дни нелегко с физической и ментальной стороны, но ум очищается очень сильно — а чистый, умиротворенный ум, способный концентрироваться — основа для успеха во всех сферах жизни.

v_2_blog

В данной технике делается очень большой упор на практику, а не философские размышления. Дается много важных психологических и очень действенных знаний и техник — недаром, думаю, на всемирном Съезде психотерапевтов в Токио Буддизм был признан лучшей психотерапией для нашего века, как мне сказали. В общем и целом, если следовать этим советам и практиковать, то ум из врага, причиняющего множество страданий и приносящий в нашу жизнь множество несчастий и болезней, психологических и психотерапевтических расстройств, становится нашим другом, наполняя нашу жизнь умиротворением, спокойствием, счастьем и способностью быстро решать любую проблему. И только такой ум может привести человека к быстрому, подлинному духовному развитию.
Конечно, на курсе говорят про главные Буддийские идеалы:
- непривязанность;
- нужно полностью достичь чистого умиротворенного ума;
- умение не вовлекаться внутренне во внешнюю бурную жизнь и быть просто наблюдателем;
- понимать временность всего и вся;
- что если вы хотите прогресса на всех уровнях, то нужно твердую решимость и постоянную практику. А чрезмерное увлечение философскими и интеллектуальными размышлениями, ритуалами может стать сильным препятствием -освобождение достигается через собственные усилия;
- главная проблема заключается в том, что мы постоянно реагируем -влечением( к тому, что нам приятно) и отвращением( к тому, что нам неприятно); И чем сильнее вовлечение в какую-либо ситуацию, тем сильнее след, отпечаток (самскара) в сознании и подсознании. И именно эти самскары (подсознательные программы) и служат источником всех проблем. Но благодаря данной технике прекращается наработка новых самскар и быстро избавляешься от старых (если серьезно работаешь), развивается способность не зависеть от внешних обстоятельств. И как утверждают буддийские учителя выходишь из под влияния законов кармы;
- цель растворить эго, стать бескорыстным и тогда только можно стать умиротворенным, успешным и счастливым-любящим присутствием, любящей добротой.
Есть 3 вида самскар:
- на воде;
- на песке;
и на граните.
Так вот последняя очень опасна, так как от таких подсознательных программ тяжело избавиться (на граните). Третья образуется от постоянного реагирования, например гнева. Еще Стивен Кови гений современной психологии бизнеса, писал, что одна из главных и первых привычек по-настоящему успешного человека-это способность не зависеть от внешних обстоятельств .
Давалось интересное описание деятельности ума. У нас есть 6 органов чувств (слух, осязание, обоняние, вкус, зрение и, в этой школе, ум сюда входит). И эти 6 чувств имеют 6 отдельных виньян. 4 шага в деятельности ума:
1. Виньяна – познающая часть ума. Дающая нам способность воспринимать мир, например, звук входит в контакт с ухом (виньяна слуха).
2. Санья – оценивающая часть ума. На этом уровне идет распознание и дается оценка: хорошо – плохо, приятно – не приятно (для чувств и эго).
3. Ведана – чувствующая часть ума. Ощущение, реагирование на уровне тела. Наше тело постоянно реагирует: гусиной кожей, напряжение, расслаблением и т. д.
4. Санкара — реагирующая часть ума. Наш ум реагирует и это действие, которое дает плоды в отличии от предыдущих.
В результате медитации Випассана четвертая часть слабеет, а первая усиливается: мы перестаем реагировать, начинаем просто наблюдать. Страдания уходят. Не появляются новые программы, а старые исчезают. Максимум, что появляется, самскары на воде, то есть, не образуется новая карма, а старая уходит.
Ведическая психология говорит еще о том, что этот процесс можно усилить и ускорить через мантры. Но тут мантры и молитвы не приветствуются (хотя до их мантры и песнопения до и после медитации включаются), и мне несколько не понравилось, что даже отвергаются,  очень подчеркивается особенность этой техники и несколько принижаются другие Пути. Хотя, с моей точки зрения, Випассана может быть инструментом, средством для достижения Высшей цели жизни, да и просто сильно помочь в прогрессе на всех 4 уровнях.
Не видел еще никого кто бы сильно продвинулся, если использовал Виппасану, не как средство и интсрумент, а как цель.
Если у вас будет возможность, то рекомендую Вам ее пройти. Сейчас такие курсы проводятся и в России, и в Украине, насколько мне известно. Если знаете английский, то можете пройти данный курс в любой части мира, который также проводится и на других языках. Кстати, в Канаде могут дать наушники, и можно слушать на русском. Денег там не берут — если можете себе позволить жертвуете сколько хотите и можете себе позволить в конце курса.
Все, кто участвует в организации курса от учителей, до уборщиков, не принимают денег, не берут никаких подарков. Это те счастливые, кому этот курс когда-то помог, хотя как я заметил буддистами из них практически никто не становится.
Я к этому курсу отношения не имею, поэтому если вы захотите, то свяжитесь с ними через сайты и, очень рекомендую вам, если решитесь, то настроиться пройти весь 10-ти дневный курс, как бы тяжело ни было. У некоторых, в конце десятого дня от одной мысли, что этот замечательный курс закончился, наступает огромнейшее чувство радости и эйфории, к которому они уже, по привычке, не привязываются:).
В статье использованы фотографии из личного архива Рами Блекта ).

winter_v_blog

Закончил писать блог, за окном метель, хотя уже конец апреля 2012 г и даже для Канады — это очень необычно, а около месяца назад было даже плюс 30, что вообще необъяснимо. Люди в шортах на лыжах катались.

У меня возникло недовольство, так как эта метель и снегопад, не предсказанные даже метео службой меняют все планы. Спокойно отследил это чувство и оно растворяется, не оставляя следа.

Поехал в бассейн, который минут 25 от дома, но там вдруг объявили, что на 3 недели он закрыт, опять возникает недовольство, которое при отслеживании уходит и появляются четкие интуитивные варианты решения этой небольшой проблемы.

Проверил электронную почту — есть приятные, есть неприятные новости. Также спокойно отслеживаю возникающие эмоции не погружаясь в них (наблюдая за дыханием и возникающими реакциями на теле), они уходят. В пространстве ума спокойствие и умиротворение четко приходят интуитивные решение проблем и творческие озарения.

В таком состоянии молитвы и мантры дают необычайный эффект.

Жаль, что такое состояние не просто поддерживать, нужна регулярная практика. И мне сложно его поддержать когда я консультирую, физически перегружаюсь, много путешествую и нарушается обмен веществ, когда нужно быстро переходить на разные уровни энергий: с погружения — на менеджмент.

Вспомнились слова из Гиты:

“О лучший из людей, тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто всегда остается спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения”. Бхагавад-гита 2.15

“Кто свободен от привязанности и отвращения, владеет собой и обуздал свои чувства, тот обретает чистоту и спокойствие”. Бхагавад-гита 2.64

“Хотя чувства неизбежно притягиваются и отвращаются от различных объектов, ты не должен вестись на поводу у этих прихотей, ибо они — величайший враг для стремящегося к самоосознанию”. Бхагавад-гита 3.34

ВЕДЫ также много говорят о том, что нужно подняться над Рагой (симпатии, привязанность ) и Двешей (антипатия, отвращения) и тогда человек становится хозяином своей  судьбы, таким человеком невозможно манипулировать.

Шивананда Свами , Великий просветленный, говорил что “тот кто поднялся над симпатиями и антипатиями, привязанностью и отвращением, ненавистью и любовью больше не связан со своей природой. Ему открывается суть священных писаний. Его ум чист”.

Другой ведический просветленный Патанджали в своем знаменитом трактате “Йога-сутрах (Самадхи пада 1.2)” написал:

“йогах читта вритти ниродхах” - Йога — это контроль за деятельностью ума , или более полный литературный перевод - Йога — это способность направлять сознание целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что не отвлекаясь. Йога — это прекращение движений (колебаний) сознания. Йога это трансцендирование деятельности ума. )

То есть Будда говорил то, что было до него сказано, только другими словами. Ну ладно расфилософствовался… Пойду практиковать. И вам того желаю.


Ещё хотел поделиться интересной притчей, которую услышал на курсе и несколькими буддистскими притчами.

* * *
Некий человек заболел и отправляется к врачу за помощью. Доктор осматривает его, затем выписывает рецепт. Больной твёрдо верит своему врачу. Он возвращается домой и в комнате, в красном углу, помещает красивый портрет или статую доктора. Затем садится и выражает почтение портрету или статуе: отвешивает три раза поклоны, возлагает у подножия цветы, возжигает благовония; далее он вынимает прописанный ему доктором рецепт и очень торжественно читает его вслух:
- Две пилюли утром! Две пилюли вечером!
Целый день он продолжает читать рецепт — и так продолжается всю жизнь, потому что он твёрдо верит в доктора. Но всё же рецепт ему не помогает.
Больной решает, что ему надо узнать об этом рецепте побольше; и вот он бежит к врачу и спрашивает его:
- Зачем вы прописали мне это лекарство? Как оно мне поможет?
Будучи умным человеком, доктор разъясняет:
- Вот, слушайте: это — ваша болезнь, а это — её причина. Если вы будете принимать лекарство, которое я вам прописал, оно с корнем устранит главную причину болезни. Когда же причина будет удалена, болезнь сама собой исчезнет.
Больной думает: «Ах, как чудесно! Как мой врач умён! Его рецепты так полезны!» И он отправляется домой, а там начинает ссориться со своими соседями и знакомыми, настаивая:
- Мой врач лучше всех! Все другие врачи бесполезны!
Ну и что он приобретает такими доводами? Он может продолжать сражаться всю свою жизнь, но всё же это совсем ему не поможет. А если он станет принимать лекарство, только тогда этот человек сможет освободиться от своей болезни, от своего несчастья. И лишь тогда лекарство поможет ему.
Каждый освободившийся человек подобен врачу. Из сострадания он прописывает рецепт, даёт людям советы, рассказывает, как можно избавиться от страдания. Если у людей вырабатывается слепая вера в этого человека, они превращают его рецепт в священное писание и начинают ссориться с другими верами, утверждая, что учение основателя их религии является высшим. Но никто не беспокоится о том, чтобы практиковать учение, принять лекарство, прописанное для того, чтобы устранить болезнь. Иметь веру в доктора полезно, если эта вера поощряет следовать его советам. Понимание действия лекарства тоже благотворно, если это понимание поощряет больного к приёму лекарства. Но без действительного приёма лекарства нельзя излечиться от болезни. Вы сами должны принять лекарство.
* * *
Человек пришёл к Будде и сказал:
- Я очень богат, у меня нет детей, моя жена умерла. Я хотел бы сделать какую-нибудь работу для заслуги. Что я могу сделать для бедных и униженных? Только скажите мне, что я должен делать?
Услышав это, Будда стал очень печален, и слеза скатилась по его щеке.
Человек был озадачен такой реакцией. Он спросил:
- В твоих глазах слёзы? Ты вдруг опечалился, почему?
Будда ответил:
- К сожалению, ты не сможешь никому помочь до тех пор, пока не поможешь себе. Твой основной «металл» ещё не стал золотом, ты не можешь сделать ничего сострадательного, ибо твои энергии в самом низу. Ты хочешь помочь людям, но в тебе ещё недостаточно осознанности. Ты не имеешь подлинного центра, откуда может струиться сострадание.

buddha_laughing

Смеющийся Будда

* * *
Просветление
Будда скитался шесть лет, он посетил всех мудре­цов, святых, ученых, всевозможных гуру, но ничего не произошло: Аскетизм, пост, йога — все напрасно. Однажды Сиддхартха пытался перейти вброд не­большую речку, течение было сильным, а он так ослаб от постоянных лишений и недоедания, что голова его закружилась, он упал в воду и его понесло вниз по тече­нию. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы он не ухватился за длинный корень. Его прибило к берегу. В таком положении, не имея сил выбраться, он ясно осознал: «Жизнь подобна океану». И если жизнь — это океан, то тогда все, что я делаю — неверно. Если я довел себя до такого состояния, что не могу перей­ти даже эту речку, то как же я собираюсь пересечь океан жизни? Мой путь не верен. Я стал слабым, а для того, чтобы подняться к Богу, нужна огромная энергия». Ему удалось выбраться из реки, он лег поддере­вом и расслабился. В тот вечер было полнолуние и впервые за шесть лет скитаний он хорошо спал, ему больше не нужно было никуда спешить, нечего было достигать; никакой практики, никаких упражнений. Впервые он почувствовал полную свободу. Никуда не торопясь, лежа под деревом, он наблюдал восход солнца. Он смотрел, как тает последняя утренняя звезда. Говорят, что когда она исчезла, исчез и Сиддхартха. В одно мгновение перед его мысленным взором пронеслись шесть лет скитаний, как ночной кошмар, но это уже стало прошлым. Будда стал про­светленным!
* * *
Воспарить над верой
Будду однажды спросили: «Есть ли Бог?». Он от­ветил: «Нет». В тот же самый день другой человек спро­сил его: «Существует ли Бог?» И Будда ответил: «Да». К вечеру того же дня третий человек спросил Будду о существовании Бога и Будда промолчал в ответ, лишь подняв указательный палец вверх. Все это видел его ученик Ананда. Ночью он спро­сил Будду: — Я не могу уснуть. Ответь, пожалуйста, почему на один и тот же вопрос ты дал три разных ответа? Будда ответил: — Вопрошающие были разными. Первый верил, что Бога нет, и ему очень хотелось, чтобы я укрепил его веру. Ему я ответил: «Бог есть!» Потому что прий­ти к Истине человек может только освободившись от того, во что он верит. Другой человек верил, что Бог есть. Ему тоже очень хотелось получить подтвержде­ние истинности своей веры. Ему я ответил, что Бога не существует. Я здесь для того, чтобы разрушать вся­кую веру, чтобы ум мог воспарить над ней и войти в Истину. Третий человек не был ни верующим, ни атеистом, поэтому не нужно было ни «да» ни «нет». И я промолчал, говоря этим: «Делай как я, просто погру­зись в молчание и тогда узнаешь!»



x

Подпишитесь на новости!

Vk fb yt subsribe